У меня такой вопрос:
роль поощрения в апортировке.
У меня 3,5 мес балбеска, предметы таскает с возраста 3х недель. Недавно сама стала приносить все и совать в руки. Я беру, играю или не играю ( когда как). То есть, собственно апорт мы еще и не начинали. Как мне лучше поощрять ребенка, чтобы навык не угас и не перешел в ненужное русло ( жевание, беготня от хозяина, бросание предмета и тп?).
Если речь идет об апортировке как о спортивном упражнении , то подноска вещей лишь хорошая инструментальная база для спортивного упражнения.
Самостоятельная или инициированная подноска предметов обихода, разнообразных игрушек Вами уже сформированна, используя природные задатки своего щенка. Вы сделали обмен, подноску, предложения предметов средством общения. Занимаясь своими делами Вы часто не замечали или игнорировали разлычные предложения своего щенка к общению. Но, предполагая в дальнейшем апортировку как необходимый Вам элемент , Вы бросали многие важные дела и выделяли это поведение. Щенок получал то или иное подкрепление, но самое главное контакт с Вами.
Дальше , как и любое поведение собаки, его можно развивать количественным или качественным отношением.
Количественный - Вы можете постепенно наращивать количество подносок, подкрепляя подноски в прогрессии. Количественное поведение рекомендую строить всегда с возвращением к первому разу. Т.Е. подкрепляя , например, первый, третий, пятый, первый седьмой, первый, третий, первый, десятый, четветртый и т.д. ( количественная вариабельность)
Постоянное увеличение (1,2,3,4,5,6,....) в какой то момент приведет к срыву до полного отказа апортирования.
Качественный - подкреплять поведение собаки , направленное на приближение к Вашему идеалу.
В этом случае необходимо поэтапно закреплять элементы, поволяющие сформировать конечную модель поведения.
Если Вы хотите спокойного удержания апорта в сидячем положеении максимально плотно к вашему телу, то последовательно закрепляется сначала держание в пасти около Вас , т.е. небросание предмета на пол (на первых этапах не обращается внимание на жевание) Когда собака всегда подносит и не бросает начинается следующий шаг - забираение предмета только в момент "не жевания" или менее интенсивного жевания.
Далее, когда Вы добьетесь спокойного удержания предмета около Вас необходимо отрегулировать близость. Для этого необходио спровоцировать отдачу предмета с касанием Вас челюстью, шеей или грудью. И только после этого можно спровоцировать собаку на усадку.
При подноске предмета усадку необходимо включать на полседнем этапе. Собаку нужно приучить так, чтобы она стремилась отдать предмет, а не сесть рядом с ВАми с ним в зубах. Если собака поймет цель упражнения "сесть с апортом " то возникают проблемы с плотностью усадки перед вами, со спокойным удержанием предмета , а всему виной будет корректность посадки.
Сформировав непринужденную в быту КАЧЕСТВЕННУЮ апортировку различных предметов используя лишь потребность собаки в общении с Вами после года Вы можете приступить к спортивному варианту этого упражнения.
О поощерении конкретно - если Вы сделаете для собаки забирание предмета сигналом к началу общения - игра, кормление, потолкушечки, обнимашечки, то соответсвенно отпадает надобность думать о том чем поощерить собаку. Забрали и уже хорошо, или скоро будет хорошо. Это произорйдет если Вы будете забирать предмет только в моменты наилучшего поведения.
В случае выбора количественного пути можно варьировать количеством и качеством лакомства в зависимости от того, сколько раз собака принесла предмет.
С уважением, Василий Терёхин.