РАССМОТРИМ ЭТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗДЕЙСТВИЙ.
ПОНЯТНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Понятными для собаки являются те действия дрессировщика, которые однозначно трактуются собакой (т.е. которые ей понятны).
Казалось бы, нет более гуманного метода дрессировки, чем пищевой (или вкусопоощрительный). Однако, применяя его, можно с успехом мучить собаку. Вот простой пример, весьма часто встречающийся на практике.
Вы решили научить щенка ложиться по команде. При правильной работе собака решает эту задачу в течение 5-10 минут. Однако для начинающего дрессировщика сложность состоит в том, что лакомство необходимо давать строго в определенный момент времени. Если у вас нет четкого плана работы со щенком, и вы либо опаздываете подкреплять его действия, либо подкрепляете их преждевременно, собака не сможет понять поставленную перед ней задачу. В ответ на непонятные для нее действия хозяина собака проявляет бурный эмоциональный протест, а затем отказывается от работы.
Если вы вовремя не перестроитесь, то в дальнейшем ваш питомец постарается избежать ситуаций, связанных с обучением навыку укладки. Это произойдет потому, что нерезультативное поведение приводит к психо-эмоциональному напряжению. Разве это гуманно?
Нельзя требовать от собаки исполнения какого-либо дрессировочного приема в том случае, если мы не уверены, что она понимает наши требования, а ее внимание сконцентрировано на задаче.
Для того чтобы обучить вашего питомца какому-либо полезному навыку, мало научить его понимать вас и ваши требования, надо еще и самому научиться понимать поведение собаки. К сожалению, «словарный» запас у собаки не очень богат. Зато ее мимика, выражение глаз, характерные позы, действия пояснят вам многое. Люди, имеющие многолетний опыт содержания собак, легко распознают настроение своего питомца и другие нюансы его поведения.
Для нас важно, чтобы дрессировщик, наблюдающий за поведением животного, был уверен в том, что внимание собаки сконцентрировано на задаче, поставленной перед ней, а ее эмоциональное состояние положительное (хорошее настроение).
Если внимание животного рассеяно, оно постоянно отвлекается или отказывается заниматься, то следует остановить занятие и установить причину такого поведения. Причин может быть несколько. Но первое, что нужно исключить – это непонимание собакой условий поставленной задачи.
Условия задачи могут быть непонятны собаке по следующим причинам:•
Собаке непонятны объясняющие действия дрессировщика (дрессировщик ”говорит” на непонятном собаке языке).
• У дрессировщика нет четкого плана построения навыка, действия его непоследовательны и хаотичны, а, следовательно, непонятны собаке.
• Задача ставится некорректно, в связи с этим собака не понимает ее структуру и не может решить. Возможно, задачу следует разбить на простые элементы или начать ее решение с другого конца.
Часто обучение щенка начинают с принуждения. Я считаю такой подход неправильным. Особенно он вредит неопытным дрессировщикам и их питомцам. Ведь даже использование методов дрессировки, основанных на положительных эмоциях (лакомство, ласка, игра), не всегда бывает успешным, т. к. само по себе не гарантирует понимания собакой поставленной задачи.
При неправильном использовании позитивных воздействий (например, пищи) собака теряет интерес к занятию и, несмотря на голод, отказывается что-либо делать за кусочек пищи. Это сигнализирует нам о том, что мы делаем что-то не так (либо наши объяснения непонятны собаке, либо существуют причины, не учтенные нами) и дает возможность внести коррективы в наши действия. Использование же методов обучения, основанных на принуждении, у начинающих дрессировщиков не оставляет таких возможностей.
СОВЕТ №5:
В процессе работы с собакой необходимо помнить, что решение собакой простых, с точки зрения человека, задач подчас представляет для нее тяжелую работу, сопровождающуюся большим нервно-психическим напряжением. Нельзя требовать от собаки исполнения какого-либо дрессировочного приема в том случае, если мы не уверены, что она понимает наши требования
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ,
обуславливающие высокий интерес к работе. Так как, решая задачу, собака выполняет сложную для нее работу, то уровень концентрации внимания зависит от заинтересованности животного в применяемом подкреплении (пища, игра, лакомство). Обучая собаку, мы должны быть уверены, что вознаграждение, выдаваемое собаке за выполняемую работу, представляет для нее высокую ценность. А трудность решаемой задачи соответствует величине и качеству вознаграждения.
Например, если в качестве подкрепления мы будем использовать пищу, то должны быть уверены, что собака достаточно голодна. Проверить это очень просто. Перед началом занятия дайте собаке несколько небольших, размером с ноготь большого пальца вашей руки, кусочков пищи и посмотрите, как она их съест.
Если ваш питомец проглотит предложенную пищу с жадностью, и будет проявлять признаки нетерпения в ожидании следующих кусочков, значит, можно приступать к занятиям. Если животное ест медленно, тщательно пережевывая пищу, то нет. В этом случае следует перенести занятия на другое время, когда собака будет достаточно голодна или же предложить ей лакомство.
Сытая собака не будет работать за обыденную пищу (заставлять ее это делать негуманно), но может весьма успешно обучаться с помощью привлекательного для нее лакомства. Чаще всего для повышения заинтересованности в пище изменяют режим кормления и рациона. Если в качестве инструмента обучения используется игра, то тип игры также подбирается индивидуально. Одна собака любит играть с предметом в ”догонялки”, например, преследуя брошенный мяч. Другой собаке нравится игра в ”перетяжки”. Например, она любит тянуть за веревку, привязанную к мячу.
При использовании игры в качестве подкрепления, с собакой нельзя переигрывать, надо всегда останавливать игру на максимуме интереса. Тогда раз от раза животное будет играть все с большим и большим азартом. Если же с собакой постоянно переигрывать, то интерес к игре у животного может ослабнуть или пропасть совсем. Ведь всем известен феномен переедания какого-либо продукта, например, шоколада. В дрессировке феномен ”переедания” тоже встречается довольно часто.
Собакам, особенно молодым, свойственно отвлекаться. У них, как и у людей, много разных интересов (потребностей), которые существуют одновременно, конкурируя между собой. Другими словами, для собаки одновременно все важно: и поесть вкусного корма, и поиграть с другими собаками, и поухаживать за особью противоположного пола, и подраться. В связи с этим голодная собака не хочет обучаться, зарабатывая лакомство на дрессировочной площадке. Если же изменить условия и провести занятия в том месте, где она живет – в квартире или во дворе дома, то интерес животного к работе резко возрастает, и обучение проходит успешно. Поэтому важно, чтобы условия обстановки, где проходят начальные занятия по обучению, были максимально привычными.
Второй способ снижения негативного эффекта незнакомой обстановки – повышение уровня интереса животного. Если занятия проводятся с использованием пищевой потребности, то требуется создание повышенного пищевого интереса за счет специальной диеты или изменения организации кормления:
• проведение занятий непосредственно перед кормлением;
• пропуск 1-2 кормлений;
• снижение суточной нормы пищи на 1/3 в течение 1-2 недель (наиболее эффективно для закормленных собак);
• основную часть суточной нормы скармливать только во время занятий;
• подобрать такое лакомство, от которого собака не сможет отказаться и будет есть с жадностью.
Мероприятия, указанные выше, можно комбинировать.
СОВЕТ №6:
Сытую собаку, как вы уже, надеюсь, поняли, заставлять учиться негуманно. Еще менее гуманно заставлять голодную собаку учится за лакомство тогда, когда она есть, не хочет, например, в стрессовых условиях дрессировочной площадки. Необходимо создать такие комфортные условия, в которых собака будет "зарабатывать лакомство с энтузиазмом".[/b]
Адекватность по силе
Непродуманные, неадекватные по силе неприятные воздействия (например, сильные рывки поводком) часто вызывают у собак подавленное состояние, агрессию, направленную на хозяина. Такие воздействия негуманны не только по отношению к собаке, но и по отношению к дрессировщику. Хотя с позиций существующих представлений о гуманности они гуманны, т. к. будут производиться с помощью рывков обычным, мягким ошейником.
Адекватность по длительности и сложности
Длительность занятий в процессе работы с собакой должна меняться в зависимости от ее возраста, тренированности, породных и индивидуальных особенностей, этапа обучения и дрессировки. Если дрессировщик постоянно в процессе дрессировки допускает ”пресыщение работой”, то он ведет себя по отношению к своему питомцу негуманно.
Пример. Попробуйте за один день научить щенка садиться, ложиться и вставать по команде с небольшими перерывами на отдых. Скоро вы увидите, что глаза щенка станут грустными, и он перестанет брать лакомство. Отказ от работы будет даже в том случае, если ваши действия были понятны щенку, а процесс обучения проходит без принуждения. Перегрузка всегда сопровождается негативным отношением собаки к процессу обучения.
Как правило, большинство собак вначале обучения с трудом концентрируют свое внимание, т. к. еще не привыкли пользоваться своим мозгом, он у них не тренирован. Вследствие этого животные быстро утомляются. Вспомните свои школьные годы, как тяжело было после длительных летних каникул концентрировать внимание во время урока в классе, ведь мозг за летние каникулы отвыкал работать. Мозг, как и любой другой орган (руки, ноги, сердце) требует тренировки, поэтому важно, чтобы учебная нагрузка вначале была небольшой, нарастая постепенно. Собака на первых занятиях устает очень быстро. Но через 2-3 урока, если нагрузка распределяется правильно, все животные адаптируются. Особенно сложно период адаптации к нагрузке протекает у собак, имеющих маленький опыт общения с людьми, а также у животных, содержащихся в обедненных условиях, например, питомника. Часто во время занятий у животного наблюдается усталость, связанная с повышенной трудностью задачи и распределением нагрузки.
Нервно-психические перегрузки сопровождаются появлением смещенных форм поведения и избеганием учебной ситуации. Смещенное поведение животных по внешним проявлениям напоминает поведение человека, оказавшегося в затруднительном положении: частое зевание, чесание, неадекватная жажда или другое несоответствующее ситуации поведение. Могут также проявляться стереотипные движения - ”стереотипии”. Наиболее ярко стереотипии проявляются у животных, содержащихся на цепи или в клетке. Так и говорят: ”ходит из угла в угол, как тигр в клетке”.
Помните, что сложность заданий в процессе занятий должна быть распределена неравномерно. В начале занятия задания должны быть простые, в середине более сложные, а в конце снова простые. Возможна и более сложная схема занятий, которую можно изобразить следующим образом: +++ - + - + - +++ (плюсом обозначается простая задача, а минусом более сложная). Под простыми задачами понимаются либо уже ранее пройденные упражнения, либо самые простые действия, не требующие длительной концентрации внимания. Такая схема позволяет поддерживать работоспособность собаки длительное время и сохранять позитивно окрашенное эмоциональное состояние.
Помимо этого следует правильно чередовать периоды работы и отдыха. За коротким периодом работы должен следовать краткий отдых. Затем снова работа и снова отдых и т.д. На первых занятиях отдых должен быть активным (совместная игра дрессировщика и собаки с какой-нибудь игрушкой). Необходимость в коротком, но активном отдыхе обусловлена значительной психической нагрузкой. Ведь собака еще не привыкла использовать свой мозг по прямому назначению.
Усталость также могут вызывать слишком длительные, монотонные занятия. Особенно важно запомнить, что независимо от причины, вызвавшей распыление внимания и плохое настроение собаки, нельзя заканчивать работу на негативном эмоциональном состоянии собаки, необходимо вернуться к самым простым, ”халявным” задачкам и, только выправив настроение животного, закончить занятие.
Психо-эмоциональные перегрузки у собак особенно часто наблюдаются при их подготовке по специальным службам. Постоянные перегрузки в процессе работы вызывают у собак не только отказ от работы, но и неврозо-подобные состояния, сопровождающиеся различными видами нарушений поведения и функциональными расстройствами организма. Эти нарушения иногда сохраняются у собаки в течение всей жизни.