2.2. Какие основные ошибки воспитания периода "раннего детства?
Итак, первая ошибка воспитательного периода: это приучение собаки к извращенному аппетиту, про это я уже говорил. Второй момент: очень поздняя социализация. Многие, стремясь правильно пройти период, называемый «окном уязвимости» перед вакцинацией, воздерживаются от ранних прогулок, передерживают собаку до 3-х месяцев дома, дабы ничего не случилось. Это одна из очень серьезных ошибок, потому что вероятность того, что в период вакцинации, ваша собака заболеет – примерно 20%, а вероятность того, что будет проведена неправильная социализация – 90%. Поэтому, если вы берете собаку для дрессировки, то должны выбрать более интересные для вас приоритеты.
2.3. Трудно ли наладить контакт?
Если собака имеет хорошие инстинкты и хорошо играет, подвижна, если в ее родословной нет тех собак, которые наделены психическими недостатками – с ней наладить контакт достаточно легко. Сама по себе игра – это использование инстинкта. Его использование, безусловно, приведет к контакту с животным. Вы не должны играть с собакой ради игры, т.е. сам процесс игры – это не что иное, как работа над контактом. Уже на ранних стадиях мы пытаемся добиваться концентрации внимания. Когда прекращается игра, и щенок столкнулся в изумлении с моим взглядом – игра тут же продолжается. Тем самым щенок приучается как бы «заставлять» своего проводника взглядом продолжить интересную для него игру.
2.4. Что такое социализация?
Сама по себе социализация – это ознакомление молодого щенка в возрасте с 40-45 дней и до 8-12 недель с той окружающей средой, в которой ему жить. Т.е. он должен быть знаком и с машинами, и с подъездами, и с лестницей, и с лифтом (если вы живете в доме), с большим скоплением собак на дрессировочной площадке, с дорогой, и т. д.
2.5. Как не испортить собаку до ее появления на площадке?
Хорошую собаку, я вам скажу честно, испортить сложно. Плохую собаку и портить не надо, она уже родилась испорченной. Вопрос риторический, но вы должны знать, что, мелочи, незначительные на первый взгляд, могут стать причиной крупных неприятностей впоследствии. Например: часто встречается в кинологической литературе такой совет – если щенок ведет себя неправильно, "специалисты" рекомендуют взять газетку, хлопнуть ею щенка по кончику носа. Если вы последуете этому безобидному совету, то потом боязнь стека на защитной службе вас не должна приводить в недоумение. Этой «мелочью» вы можете заработать, как минимум, одну проблему – трусость при замахе. Еще момент, который тоже может возникнуть тоже из советов "бывалых". Чтобы пес впоследствии был недоверчив к посторонним, желательно, в тот момент, когда он подбегает радоваться к незнакомому человеку (что для опытного дрессировщика является показателем психики щенка, смелости и его непроизвольности поведения), нужно щенка ущипнуть за нос, шлепнуть по морде и т. д.. Еще лучше – пнуть хорошенько, чтобы щенок потом был недоверчивым и злобным. Это – вредные советы, так как собака недоверчивой, безусловно, будет, но только из-за страха. И в дальнейшем она будет проявлять базирующуюся на инстинкте самосохранения агрессию (если это сильная собака), в других случаях – будут попытки уклониться от встречи с чужим и убежать.
2.6. Пищевики и добытчики ("игруны"). Развитие интереса к процессу добывания желаемого. Если собака и не пищевик, и не играет - что делать?
Очень часто среди неудачных в плане разведения и психических способностей животных, встречаются те, у которых инстинкты слабо развиты. Необходимо их развивать. А развиваются они только следующим образом:
1. Как я уже говорил выше, необходимо научить собаку хорошо есть.
2. Заинтересовать игрой, научить правильно играть.
В игре используются только интересующие щенка предметы. Играем недолго, до тех пор, пока у собаки сохраняется интерес. Ну и от простого – к сложному, от более короткого отрезка времени – к более длинному. Параллельно учим собаку правильно питаться. Если же быть откровенным до конца, то на такие вопросы обычно отвечают: если собака не играет, тогда зачем с ней работать?
3. Следовая
3.1. Характерные ошибки владельца. Характерные ошибки дрессировщиков. Пути исправления. Частные случаи (примеры из практики). Что лучше: капельный след или мясо на следу? Не приучится ли пес подбирать с земли? Если собака не хочет искать колбасу? С какого возраста начинать обучение следовой работе? Если работа собаки не стабильна, она отвлекается? Как приучить собаку правильно нюхать? Как мотивировать на следу, как поощрять в конце следа?
В принципе, для ответа на комплекс этих вопросов следует написать книгу. Но я постараюсь вкратце ответить на каждый. Существует множество методик при подготовке собаки на следу. Каждый инструктор успешно использует ту или иную методику. Я постараюсь быть последовательным и начну с самого начала. Маленький щенок, которого очень интересует еда, если я планирую завтра утром идти на след – должен быть недокормленным. Т. е. уже сегодня, начиная с утра, я прекращаю его кормить: утреннее кормление – первое и последнее. На завтра я его совершенно голодным, с бешеным желанием поесть, везу на поле. Допустим, щенку 50-60 дней. Я вывожу его на поле, где есть идеальный газон, идеальная трава, высотой не более 10 и не менее 5 см, достаточно густая. Далее я вытаптываю так называемый треугольник, в основании он имеет примерно 50 см, и высоту примерно 3 шага. И весь этот треугольник я методически затаптываю. Еще раз напоминаю: 50см - это внизу - основание этого треугольника, и 3 шага вперед. И дальше я соединяю линиями эту верхнюю точку, и у меня получается своеобразный треугольник. После этого я выкладываю его кусочками сыра, мяса (мелко нарезанными, размером примерно как верхняя фаланга пальца). Потом подношу щенка, даю ему кусочек один с руки, второй кусочек я бросаю на землю в место прокладки этого следа, и абсолютно спокойно, без всякого поводка, без всякого воздействия просто отпускаю щенка собирать этот корм. Если вы сделаете такое занятие в 60 дней, то через полгода, придя на следовое поле, ваш щенок будет приблизительно помнить о том своем первом опыте.
Как правило, щенок себя ведет очень активно, он целенаправленно пытается находить этот корм, могут быть легкие хаотичные движения, но, как правило (из личного опыта), щенок покажет вам все выходы из этого треугольника. Как только он будет выходить из зоны, где находит мясо на отпечатках следа, он моментально вычислит разницу и будет искать то место, где был, в результате он получит спокойствие там, где есть отпечатки следа. Это очень эффективный способ.
Второй положительный фактор – это то, что нет абсолютно никакого оспаривания, нет даже мысли про начальную фазу конфликта с проводником. Если вы делаете уже первое занятие с ошейником и поводком, и если собака более взрослая (3-4 месяца), то уже сам поводок и сдерживание им щенка, ваше нахождение рядом с собакой – это уже легкий конфликт, который приводит к не совсем вдумчивой, более нервозной, быстрой, одновременно невнимательной работе у одних собак; у других это может пройти незамеченным, это зависит от темперамента животного. Но мы сейчас рассматриваем собаку с сильными инстинктами. Поэтому желательно проводить эти занятия как можно раньше. Далее, пуская молодую собаку на след, поводок с ошейником вы оставляете на ней, но при этом всегда находитесь в стороне. Когда она находит кусочки – вы можете ее поощрять голосом: «Хорошо, Рекс». Если собака выходит из треугольника, говорите ей "нюхай", как только она "хватает" треугольник – вы ее поощряете. В данном случае для щенка вы – партнер, наталкивающий его на нужную позицию, которая всегда поощряема.
Характерная ошибка для многих дрессировщиков – это выход на следовую работу, когда собака излишне возбуждена и не голодна. Если вы поработали над послушанием с помощью игрушки, собака еще возбуждена, и на следовую работу лучше сразу не выходить. Собака должна выйти на след в совершенно спокойном состоянии. Поэтому, приехав на поле, перед проработкой следа отвяжите собаку, дайте команду "лежать" (если собака достаточно взрослая). Если щенок маленький – старайтесь до следовой не мордовать его никакими играми, спокойно выгуляйте, пусть немного успокоится, и в этом спокойном состоянии подводите его к следу.
Следующий момент: количество и размер кусков должны быть соизмеримы с количеством того корма, который должен получать щенок. Необходимо, чтобы щенок уходил со следовой работы с интересом к нахождению кусочка корма еще и еще.
На счет капельного метода – он используется в дрессировке, но я, скажу вам честно и откровенно, никогда его не применяю. Еще в 90-х годах я его пробовал, мне он не очень нравится, не вижу в нем особого смысла. Собака должна научиться понимать разницу: там, где есть отпечаток следа – там есть корм. Пользуясь капельным методом, вы одно вышибаете другим, таким образом, вы приучаете собаку ходить по запаху бульона или крови. Это используется как вспомогательный способ для тех собак, у которых очень низкий интерес к пище, и для привлечения внимания к следовой работе используют кровь от мяса.
Также знаю один из «оригинальных» способов – использование мочи течной суки. По большому счету, это больше из области фантастики, чем то, что нам нужно. В силу того, что мы очень часто имеем дело с очень слабыми собаками, приходиться "мудрить", но я бы не рекомендовал подобные изыски использовать.
На следу чаще используются те продукты, которые больше всего задействуют пищевой инстинкт. Если мы говорим об инстинкте пищевом, то, безусловно, вареные сосиски, или сухая колбаса - это не совсем природно, мягко говоря. Лучше всего на начальных фазах обучения использовать мясо или рубец, желательно в сыром виде.
Если собака не хочет искать колбасу, мясо на следу – значит, она не голодна. Есть собаки, которых прежде чем приступить с ними к следовой работе (в более взрослом возрасте) неделю держат на голодной диете. Я понимаю, для некоторых это может показаться не совсем гуманным по отношению к своему любимцу, но вы должны знать, что в природе волк может не есть одну - две недели. И если ваш пес – извращенец в еде, которого не интересует колбаса на следу, то до тех пор, пока она его не привлечет, вы не должны приступать к работе. Есть также использование игрового метода на следу. Но опять же, он несет за собой ряд плюсов и ряд минусов. Я скажу так – больше минусов. После нахождения мяча в первый раз, собака начинает в поиске применять глаза, потому что она этот мяч уже способна увидеть с расстояния 3-4 метров. Поэтому я бы не рекомендовал увлекаться этим способом. Его можно использовать как дополнительный способ для тех собак, которым уже действительно кроме мяча ничего не интересно.
С какого возраста можно обучать щенка следовой работе – я уже говорил выше. Касаемо правильного нюханья: если собака этого не умеет – тут вы ей ничем не поможете. Если собака хочет есть и хочет найти, она, безусловно, будет задействовать так называемый "низкий" нос.
Собака должна идти по следу только по ветру – это вы должны обязательно знать. Лакомство на следу необходимо раскладывать так, чтобы расстояние между кусочками было соизмеримо возрасту и темпу собаки. Если собака работает быстро – корм раскладываю более часто, если собака работает медленно – я расстояние между кусками корма увеличиваю. Если собака склонна к поднятию носа и подключению глаз, я корм прячу в траву так, чтобы у собаки не было возможности найти его глазами.