ВОТ ВЕДЬ ХОЛЕРА!
Работа с лошадью сильного неуравновешенного типа высшей нервной деятельности
В этом номере мы продолжаем разговор о типах высшей нервной деятельности лошадей. В прошлый раз мы рассказали о том, как этот тип определяется. А как же применить эти знания на практике? Как строить работу с лошадью в зависимости от ее темперамента?..
И мы снова обратились с вопросами к Алле Михайловне Ползуновой.
Первое, о чем хочется напомнить: НЕ СТОИТ делать выводы о типе высшей нервной деятельности эмпирическим методом, на основании поведения лошади «в быту».
Алла Михайловна: «Вот представьте себе, на примере рысаков. Вот есть лошадь, которая отлично принимает старт, резво, ритмично… Вы думаете, это кто? Это флегматик. Интертный тип высшей нервной деятельности. Остальные лошади перевозбуждаются на старте, им сложнее ритм удержать. А скажи со стороны?..»
Внешне возбудимая лошадь, которую, например, на прямой дорожке в поле не удержишь никакими силами – совсем не обязательно холерик.
А теперь – о работе.
При работе с лошадью сильного неуравновешенного типа крайне важно соблюдать мягкость, последовательность и спокойствие. Конечно, это важно при работе с любой лошадью, но с холериком – вдвойне, а то и втройне. Из-за очень сильного процесса возбуждения, эти лошади значительно сильнее и резче реагируют на любые раздражители, и вот уж кто может в ответ на замах или удар отбить и цапнуть – так это холерик. Отбить, укусить – или начать в панике метаться по деннику. Там, где лошадь с менее выраженным процессом возбуждения «скрысится» или испуганно задерет голову, холерик ударит или начнет «биться в истерике». Накажи раз-другой за закидку, и готово дело: при виде препятствия лошадь приходит в такое возбуждение, что… прыгнуть-то на ней, конечно, можно. С реактивного старта, карьерищем и что попало. Препятствие, ограждение плаца, тренера… Ни о каком расчете речь уже не пойдет. Лошадь вас не услышит.
Конечно, никто не говорит о том, что холерика и тронуть хлыстом нельзя, и вообще надо завернуть в вату и не доставать оттуда без крайней необходимости. Но к холерику нужно применять меньшие по силе воздействия и применять их очень сбалансированно. «Снять с хлыста» на прыжок – но после препятствия сразу похвалить и продолжить движение спокойным аллюром, сделать круг по площадке, другой, пока лошадь не пойдет в спокойном ритме.
Неуравновешенным лошадям в принципе полезна длительная спокойная работа на рабочей рыси или рабочем галопе – то есть, на таких аллюрах, которые не создают кислородного долга и не провоцируют возбудительные процессы.
Кислородный долг – это состояние, которое возникает при интенсивной физической нагрузке. Получаемого в процессе дыхания кислорода становится недостаточно для полного окисления продуктов обмена в мышцах. На маховой работе у рысаков, например, коэффициент кислородного долга достигает 30%. Состояние кислородного долга само по себе вредным не является, но стимулирует учащение дыхания и сердцебиения. А учащение дыхания, в свою очередь, стимулирует возбуждение. Не зря даже людям говорят: подыши глубоко и медленно – сразу успокоишься. А частое дыхание дает обратный результат.
Большое значение имеет для таких лошадей работа над расслаблением затылка и мышц спины, отработкой ритма движения. Напряжение мышц, неритмичное движение, в частности, нарушают и процесс дыхания лошади, провоцируя возникновение кислородного долга даже на рабочих аллюрах. А это приводит к возбуждению лошади, еще большему напряжению… Получается замкнутый круг.
Может возникнуть ощущение, что работа с холериком – просто какой-то кошмар беспросветный. Кусается, лягается, заводится все время… А смысл на такую лошадь тратить силы? Разве получится из нее что-нибудь?
Да, работа с такой лошадью требует аккуратности и терпения. Однако, дело того стоит. Есть у них и свои плюсы.
Во-первых, несмотря ни на что, холерики быстро учатся. Быстрее всех. И работоспособность у холериков в целом выше, чем у лошадей других типов ВНД.
Тренировки могут быть продолжительнее по времени, но обязательно должны содержать длительные репризы спокойной работы, без каких бы то ни было элементов, вызывающих возбуждение лошади. Изменить тип высшей нервной деятельности нельзя – но последовательными тренировками развить процесс торможения, а, главное, баланс между основными процессами психики – можно и нужно.
Каким бы странным это ни казалось, но во многих работах по физиологии высшей нервной деятельности отмечается, что психика холериков в меньшей степени подвержена срывам и неврозам. Однако, в случае перенапряжения процесса торможения и избыточного возбуждения может возникнуть срыв нервных процессов в сторону патологического застойного перевозбуждения.
Есть у холериков и еще один плюс: в определенном смысле, они легче прощают ошибки всаднику. То есть, новые условные рефлексы у них быстро формируются – но и угасают без подкрепления достаточно быстро. Так что ошибки в тренировочном процессе, неправильно усвоенные навыки, нежелательные связи – все это поддается коррекции. Это флегматик – раз запомнил, и всё. Пиши пропало. Например, неудачная погрузка в коневоз. Случилось что-то, и холерик распсиховался, вырвался, убежал… Если не давить на него, дать время прийти в себя, то в дальнейшем нежелательные ассоциации с погрузкой исчезнут. А флегматик пусть и не «психанет» и не кинется прочь, но уж к коневозу он больше не подойдет. И точка. И переубеждать его придется на порядок дольше…
Лошадей неуравновешенного типа можно готовить к любым видам спорта, однако при конкурной работе, особенно начальной, необходимо избегать сильного возбуждения лошади при прыжковых тренировках, проводить их при минимальном количестве отвлекающих раздражителей, избегать на начальном этапе препятствий незнакомой формы, яркой расцветки и т.д., добившись того, чтобы вначале у лошади сам процесс прыжков перестал вызывать избыточное возбуждение.
Что касается выездки, тренировки в целом меньше провоцируют возбуждение, однако, следует избегать перегрузки тормозного процесса, с осторожностью подходя к таким элементам, как остановки с рыси и галопа, требование стойки и выдержки. Время выдержки нужно увеличивать постепенно, ни в коем случае не используя сильных раздражителей, например, не наказывая лошадь за попытку преждевременно начать движение. Некоторые лошади неуравновешенного типа, с крайне выраженным преобладанием возбудительного процесса, с трудом усваивают навыки, требующие сложного дифференцировочного торможения, различения тонких нюансов команд.
При длительной спокойной работе на природе и приучении лошади к различным раздражителям, холерики показывают отличные дистанционные способности в пробегах.
При правильной работе холерик демонстрирует высочайшую работоспособность, недоступную практически лошади никакого другого типа, отличную обучаемость, исключительно долгую спортивную «карьеру», но «раскрываются» они полностью в достаточно зрелом возрасте. То есть, это лошади, что называется, с перспективой.
Бытует распространенное заблуждение о том, что холерики – «трусы». Птичка пролетела – и он уже мчится «в голубую даль», а другая лошадь только вздрогнула от неожиданности. Ничего подобного. Холерик не трус – просто он так «вздрагивает». Что происходит «в голове» у лошади со сбалансированными процессами возбуждения и торможения? Птичка взлетела – возник процесс возбуждения. У вас, между прочим, тоже возник. Идете вы по дорожке, думаете о своем, и тут из кустов с жутким воплем стартует реактивная ворона (может, ее там кошка пыталась схватить?)… Вы – правильно! – вздрагиваете, а то и подскакиваете от неожиданности. Но органы чувств вам быстро сообщают: ворона. Всего-навсего ворона. Включается тормозной процесс: никаких активных действий предпринимать не надо. И вы, сплюнув в сердцах, продолжаете путь. На собственном опыте вы наверняка знаете: некоторые люди забывают о вороне через пару шагов, а у других еще четверть часа сердце «так и колотится, так и колотится». Конечно, человек не кидается в бегство от неожиданности. Ну так и инстинкты у него другие. Вот были бы предки людей степными копытными, а не лесными обезъянами…
Лошадь точно так же подскакивает от неожиданности, а потом понимает, что это всего-навсего ворона. Поверьте, холеричные лошади это тоже понимают. Но если лошадь с уравновешенными процессами возбуждения и торможения может быстро переключиться, то холерик – нет. Он вовсе не боится вороны, он просто проявляет возбуждение повышенной двигательной активностью.
В одной из статей мы уже писали, что повышенная двигательная активность (в том числе бесцельная, например, бег по кругу), является способом психической разгрузки для многих животных. Например, лошадей, собак, даже людей… Встревоженный человек «места себе не находит», мечется по комнате, хотя никакую проблему решить это не поможет. Оценка на экзамене выше не станет, даже если как следует побегать по коридору в ожидании решения экзаменаторов.
Так что к «трусости» поведение холерика никакого отношения не имеет.
Возбужденный приходом гостей маленький ребенок носится по квартире и никак не хочет угомониться тоже не потому, что боится всех этих дядь и теть. Ребенок, который боится, прячется за маму или плачет, а вовсе не бегает и не шалит.
Следует отметить, что все вышесказанное относится к лошадям неуравновешенного типа с нормальной силой процесса торможения и повышенной силой процесса возбуждения. (подтип А).
Но существует еще подтип Б – лошади с нормальной силой возбудительного процесса и ослабленным тормозным процессом.
В целом, лошади типа Б мягче и проще в работе, и при виде пресловутой вороны они скорее начинают «играть», чем всерьез подрываются. В отличие от лошадей типа А, они довольно быстро достигают «потолка» своих возможностей, и многообещающий молодой конь довольно быстро перестанет «расти», не реализовав возлагавшихся на него в молодости надежд. Так что предварительное тестирование уже в полтора-два года поможет с высокой точностью определить, стоит ли видеть в в этом коне будущего чемпиона или, достигув максимума возможностей в пять лет, в десять он останется точно на том же уровне…
И еще раз хочется обратить внимание на уже упоминавшийся момент: НЕ СЛЕДУЕТ пытаться определить тип высшей нервной деятельности лошади, наблюдая за ее поведением. Выводы, к которым удастся прийти на основании «личных наблюдений» в большинстве случаев окажутся ошибочными.
Текст: Алла Михайловна Ползунова, Ирина Шрейнер